Голос Земли: Разочарование! Заключительная декларация COP26 коренных народов, НПО гражданских и местных сообществ

14.11.2021

От: https://demandclimatejustice.org/2021/11/12/cop26statement/

 Как общественные движения и организации гражданского общества, мы отстаиваем центральную роль жизни, людей и планеты и не прекращаем борьбу, пока не добьемся лучшей жизни для всех. Наш долг – говорить правду о мире, который мы все разделяем, и о кризисах, которые нас охватывают. Далее следует наша оценка КС26.

Еще до его начала COP26 был представлен как ошеломляющий успех. Те из нас, кто смог найти способ обойти вакцинный апартеид, “враждебную среду”, постоянно меняющиеся правила карантина, проблемы с оформлением виз и завышенные цены, которые сделали “самый инклюзивный саммит в истории” самым инклюзивным за всю историю, были исключены из переговоров. Между тем, для представителей индустрии ископаемого топлива и других сутенеров беды была расстелена красная дорожка, и они составили самую большую делегацию на COP26. Мы прибыли в Глазго, чтобы оказаться в Давосе, где полиция жестко расправляется м протестующими, а настоящие преступники празднуются.

В течение нескольких дней нас кормили длинными заявлениями, речами и разъяснениями так называемых мировых лидеров от политики и бизнеса, которые прилетели на своих частных самолетах (нарушая правила, которым должны следовать остальные), чтобы попросить нас аплодировать им. Но если мы будем честны, то должны сказать, что эти утверждения являются иллюзией – отвлечением от истины, причем опасным. Для самых богатых стран нет никакой связи между аплодисментами и действиями. Уродливая реальность заключается в том, что промышленно развитые страны выступают за принятие мер по борьбе с изменением климата – до тех пор, пока им не придется самим выполнять и финансировать большую часть работы.

Год за годом мы пытались вмешаться в переговоры, которые год за годом все дальше уходили от своей цели. Процесс, который власть имущие сколотили в свою пользу, не привел ни к каким обязательным обязательствам по удержанию температуры ниже 1,5 градусов Цельсия; ни к перераспределению ресурсов для обеспечения справедливого перехода, а к гибким и добровольным “взносам”, которые не соответствуют науке и оторваны от справедливости. В течение трех десятилетий мы наблюдали, как загрязнители ускользают, историческое перекладывание бремени с богатых на бедных, с тех, кто создал эту несправедливость, на тех, кому эта несправедливость навязана.

Возможно, в некоторых текстах есть формулировки, которые мы можем назвать крошечной победой, но 26 последовательных КОПов на практике игнорировали необходимость выплатить возмутительный исторический долг, который Глобальный Север должен Глобальному Югу.

Вместо этого существует бесконечный парад предполагаемых решений, пустых обещаний и ложных, оппортунистических заявлений, пустых по своему содержанию и опасных по своему воздействию. Переговоры, которые должны были способствовать глобальному сотрудничеству в борьбе с изменением климата, стали главным средством “зеленого промывания” корпораций и правительств через захват крупного бизнеса.

COP26 знаменует собой кульминацию новой эры в печальной истории международной климатической политики, отмеченной цинизмом, захватом корпораций и государственным соучастием в расширении смертоносной машины ископаемого топлива, которая является смертным приговором для миллионов коренных народов и местных сообществ на Глобальном Юге, тех, кто уже ощутил на себе наихудшие последствия изменения климата.

Эпоха отрицания климата закончилась; наступила эра климатического колониализма.

Промышленно развитые страны говорят змеиным языком о срочности и амбициозности. Единственная настоятельная необходимость и амбиции, которые они испытывают, – это сохранение своего господства над остальным миром, его людьми и ресурсами. Они заявляют, что обязуются сделать что-то в определенный момент в будущем, но уклоняются от любого регулирования, которое заставило бы их нести ответственность.

Вместо создания четких правил и обязательств, основанных на науке и справедливости, они создают лазейки и углеродные рынки для “компенсации” выбросов. Вместо того чтобы сокращать их, они превращают природу в товар и перекладывают бремя на Юг через торговлю углеродом – бремя, которое непропорционально накладывается на женщин, молодежь, коренные народы и передовые сообщества и нарушает их права. Под видом “решений, основанных на природе”, они продвигают масштабное сжигание биомассы, технологии хранения углерода, коммерциализацию океана и методы, которые вытесняют производство продуктов питания и приводят к дальнейшему обезлесению.

Они говорят о важности климатического финансирования и о том, что нельзя отказываться от уязвимых слоев населения. Многократно нарушенное обещание о выделении 100 миллиардов долларов в год, что является лишь малой частью той суммы, которую они обязались выделить, делает это заявление насмешкой. Вместо того, чтобы взять на себя четкие обязательства по новому климатическому финансированию для удовлетворения неизмеримых потребностей развивающихся стран, они расстилают ковер для финансовой индустрии, чтобы получить еще больше прибыли от климатического коллапса.

Развитые страны постоянно говорят о важности адаптации к изменению климата и возмещения потерь и ущерба, но продолжают избегать какой-либо ответственности и блокировать финансирование сообществ, находящихся на передовой линии вредного воздействия. Таким образом, вместо многостороннего соглашения, определяющего четкий путь решения климатического кризиса, мы получили документ, который ведет нас дальше по пути климатической несправедливости.

Поэтому мы, нижеподписавшиеся всемирные организации гражданского общества и общественные движения, требуем:

Мы требуем путей, которые срочно и справедливо внедряют реальные, ориентированные на людей решения, чтобы привести нас к “реальному нулю” к 2030 году в развитых странах и как можно скорее до 2050 года в развивающихся странах.

    1. Прекратить ложь и пустые обещания под видом “чистого нуля”. Мы настоятельно призываем искать пути к справедливым и реальным решениям, ориентированным на интересы людей, чтобы привести нас к “реальному нулю” к 2030 году в развитых странах и как можно скорее к 2050 году в развивающихся странах.

    2. Прекратить другие ложные решения, такие как углеродные рынки и геоинженерия, которые тратят впустую время, вытесняют сообщества и разрушают экосистемы ради прибыли загрязнителей, а также позволяют богатым странам уклоняться от своей ответственности.

    3. Эффективные решения для реального преодоления климатического кризиса должны опираться на местные и коренные сообщества и низовые организации и приносить им пользу, а также избегать эксплуататорских мегапроектов, контролируемых глобальными корпорациями.

    4. Правительства и корпорации, загрязняющие окружающую среду, должны платить за ущерб, который они наносят. Отрасли, которые подпитывали климатический кризис, финансировали отрицание климата и блокировали действия на протяжении десятилетий, должны быть привлечены к ответственности. Это означает привлечение их к уголовной и финансовой ответственности и принуждение их к прекращению жестокого обращения с Землей.

    5. Быстрый и справедливый отказ от производства и потребления ископаемого топлива посредством справедливого перехода, при котором каждая страна берет на себя обязательства по выполнению своей справедливой доли климатических действий на основе своих исторических и текущих обязанностей в интересах местных и исторически перемещенных низовых сообществ. Четкие цели и сроки, в том числе на непосредственную и ближайшую перспективу, для достижения нулевого глобального роста к 2050 году.

   6. Срочное предоставление климатического финансирования – намного больше, чем недостигнутая цель в 100 миллиардов долларов в год, – достаточного и отвечающего реальным климатическим потребностям людей и местных сообществ на Глобальном Юге. Климатическое финансирование должно быть государственным, не создавать долгов и осуществляться в рамках инклюзивного процесса, который обеспечивает взносы на основе равенства и справедливой доли, без каких-либо условий.  Климатическое финансирование должно включать покрытие убытков и ущерба. Для этой цели должен быть создан специальный фонд финансирования.

На немецком здесь: https://gfbv-voices.org/

Die Stimme der Erde: Enttäuscht! COP 26-Abschlußerklärung indigener Völker, NGOs der Zivilgesellschaft und lokaler Gemeinden