Одна из крупнейших инвестиционных компаний Германии начала избавляться от акций Норникеля

Немецкие корпорации должны потребовать, чтобы российская добывающая компания “Норникель” уважала права коренных народов и экологические стандарты – или прекратить с ней деловые сделки.

После того, как в мае 2020 года из резервуара электростанции вылилось более 21000 тонн дизельного топлива, что привело к крупнейшему на сегодняшний день разливу нефтепродуктов в российской Арктике, ответственная за этот разлив компания, Норникель (Норильский никель), была вынуждена выплатить самый большой экологический штраф в истории России на сегодняшний день.

Но до полного устранения ущерба природе, не говоря уже об устранении причин аварии, еще далеко. Помимо уязвимой экосистемы, от безжалостной бизнес-модели Норникеля страдают, прежде всего, коренные народы Севера России.

«Прошел год с тех пор, как «Норникель» сбросил дизельное топливо в реки и озера Таймырского полуострова. С тех пор общины остались без рыбы и не получили компенсации. Они не знают как будут жить дальше. «Норникель» по-прежнему отказывается разговаривать с пострадавшими коренными народами.»

Геннадий Щукин
Председатель Ассоциации общин коренных народов полуострова Таймыр

Немецкие компании уже много лет знают о нарушениях «Норникелем» международных социальных и экологических стандартов. Но компания продолжает без проблем получать кредиты в немецких банках – Commerzbank и Deutsche Bank. Крупнейший в мире немецкий химический концерн “BASF” пытается улучшить стандарты Норникеля, поскольку никель особенно важен для электромобилей, но пока без особого успеха.

«Что оставил «Норникель» на Кольском полуострове? Наши традиционные территории были разрушены. Но чем занимается компания? Делает вид, что сотрудничает с нами, но заключает секретные соглашения без предварительных консультаций с коренными народами. У нас нет возможности возродить наш традиционный образ жизни. Норникель не уважает права коренных народов.»

Андрей Данилов
Директор Фонда саамского наследия, Мончегорск

С другой стороны такое поведение компании “Норникель” дает сегодня старт первым неизбежным последствиям, т.к. выявленные претензии не были устранены. Так, например, DWS – одна из крупнейших инвестиционных компаний Германии в настоящее время исключила Норникель из значительной части своего инвестиционного портфеля. На собраниях акционеров немецких компаний, а также в наших прямых диалогах, мы продолжим призывать к конкретным шагам по усилению давления на Норникель.

«Сегодня для немецких компаний, строящих “зеленую экономику”, очень важно соблюдать международные стандарты прав коренных народов при работе со своими поставщиками. Не может быть, чтобы в некоторых странах и сообществах была чистая среда обитания, в то время как коренные народы, чьи земли разрабатывались для “зеленой экономики”, оставались среди опустошенных земель и «лунных пейзажей».

Павел Суляндзига
Председатель Фонда Батани

Источник – Association of Ethical Shareholders Germany


Ответы компании DWS по вопросу взаимоотношений с Норникелем на сессии вопросов и ответов ежегодного общего собрания акционеров DWS в июне 2021 года

Анита Шнайдер: Большое спасибо. Мы возвращаемся к господину Кройцкампу и очень важному вопросу. Ассоциация Этических Акционеров задает целый ряд вопросов в отношении российской группы «Норильский Норникель», которая, как утверждается, нарушает – несет ответственность за несколько катастроф и нарушение прав коренных народов. Итак, насколько широко DWS инвестирует в Норникель? Какие риски Норникеля были известны DWS? Какие аргументы говорят о том, что Норникель – ответственная и заслуживающая доверия компания? Какие конкретные меры и исследования проводила DWS по вопросам о международных, социальных и экологических стандартах? Дело в том, что «Норникель» ведет активную деятельность в экологически чувствительной зоне. Какие меры приняла DWS после катастрофического воздействия на окружающую среду и права человека в результате деятельности «Норникеля» за Полярным кругом, чтобы избежать или смягчить дальнейший ущерб, нанесенный «Норникелем»? Ведется ли диалог и взаимодействие с «Норникелем» по вопросам экологического, социального и корпоративного управления и устойчивого развития, и есть ли планы проведения такого диалога? Если да, то какие конкретные темы являются частью диалога? Если нет, почему вы думаете, что диалог не важен? Существуют ли четкие критерии, когда и при каких конкретных обстоятельствах DWS будет продавать акции Норникеля, если компания быстро и всесторонне не улучшит свой экологический баланс и соблюдение прав коренных народов?

Штефан Кройцкамп: Что ж, в рамках процесса интеллектуальной интеграции, о котором я уже упоминал, мы вели диалог с «Норникелем» в течение двух лет. В очень конкретных терминах мы адресовали (компании) проблемы управления экологическими рисками. Поскольку заметного прогресса не наблюдалось, мы в явной степени сократили свои инвестиционные вложения в Норникель. Однако что касается пассивных инвестиционных инструментов, там где мы воспроизводим базисный показатель или индекс, это невозможно. В нашей базе данных вовлеченности мы анализируем статус и сообщаем об этом в нашем отчете об активном владении. Пожалуйста, имейте в виду, что DWS не может предоставить вам дополнительную информацию об отдельных компаниях.

Анита Шнайдер: Что ж, мы получили дополнительный вопрос к г-ну Кройцкампу, и он вновь от Асоциации Этических Акционеров. Позвольте мне зачитать вам его. В своем ответе по поводу диалога с «Норникелем» вы упомянули, что значительно сократили свое инвестиционное участие в компании. Влечет ли это за собой потенциальную полную продажу активов Норникеля в будущем или у Норникеля все еще есть потенциал для достижения улучшений? Спасибо большое.

Стефан Кройцкамп: В активных паевых инвестиционных фондах, которые являются предметом процесса интеллектуальной интеграции, акции (компании “Норникель”) были проданы – мы продали их полностью из-за отсутствия прогресса. Что касается оставшихся пакетов акций в пассивных инвестициях и очень незначительном пакете акций активных инвесторов, которые не подлежат процессу интеллектуальной интеграции, то мы по-прежнему будем стараться поддерживать активный диалог с компанией “Норникель”, для того, чтобы убедить их сделать больший прогресс в области устойчивого развития. В рамках нашего взаимодействия, конечно, мы оставляем за собой право принимать меры по дальнейшей продаже активов компании в будущем.

Источник – group.dws.com