Члены Абориген-Форума выступили на заседании Экспертного механизма ООН по правам коренных народов

12-16 июля 2021 года проходит 14-я сессия Экспертного механизма ООН по правам коренных народов. Учитывая продолжающуюся пандемию COVID-19, сессия идет в онлайн режиме.

В рамках 14-е заседания Экспертного механизма по правам коренных народов в эти дни проходят четыре региональных встречи с целью получения устных комментариев по проектам отчетов ЭМПКН:

  • Проект доклада о достижении целей Декларации ООН о правах коренных народов с особым вниманием к вопросам самоопределения A/HRC/EMRIP/2021/2.
  • Проект исследования и рекомендаций о правах ребёнка из числа коренных народов в соответствии с Декларацией о правах коренных народов A/HRC/EMRIP/2021/3.
  • Взаимодействие Экспертного механизма со странами.
  • Совещание с договорными органами

Вчера, 13 июля, состоялась Региональная встреча стран Центральной и Восточной Европы, Российской Федерации, Центральной Азии и Закавказья. Вел заседание член Экспертного механизма КН Родион Суляндзига.

Участники обсудили два пункта повестки дня: о правах детей коренных народов и право коренных народов на самоопределение.

Члены объединения лидеров, организаций и представителей коренных народов Севера России “Абориген-Форум” выступили по повестке заседания.

Ольга Кострова, Абориген-Форум”, Россия

14-я сессия Экспертного механизма ООН по правам коренных народов

Региональная встреча стран Центральной и Восточной Европы, Российской Федерации, Центральной Азии и Закавказья, 13 июля 2021г.

Пункт 3: Проект исследования и рекомендаций по правам ребенка из числа коренных народов в соответствии с Декларацией ООН о правах коренных народов

Уважаемые участники сессии!

Разрешите мне поприветствовать вас от имени одного из самых малочисленных народов мира чулымцев.

 Дети коренных малочисленных народов, живущие в отдаленных посёлках часто не имеют доступа к надлежащему образованию. В отдалённых поселках наблюдается низкий уровень школьного образования, что в свою очередь снижает конкурентоспособность детей коренных малочисленных народов и ограничивает их доступ к высшему образованию.

Дети коренных малочисленных народов должны иметь возможность получать образование в своих общинах и маленьких селах без отрыва от семьи. К сожалению, школы-интернаты по-прежнему остаются единственным вариантом для многих семей.   В практику введено кочевое образование, но такое образование – явление не системное, лишь  часть детей из числа коренных народов имеют возможность обучаться в кочевых школах и детских садах.

 В настоящее время большое внимание уделяется  Арктическому региону, однако коренные народы проживают не только в Арктике и также нуждаются в получении качественного доступного образования, изучения родного языка, улучшения социально-экономического положения школ, наличия детских садов.

Пандемия коронавируса вынудила периодами переходить на дистанционное образование. В нашей стране  интернет есть не везде, это ограничивают использование дистанционного обучения, особенно для детей коренных народов и многодетных семей, у которых имеются ограниченные средства для оснащения школьного пространства дома.

Большинство детей коренных малочисленных народов не имеют доступа к изучению своих родных языков или имеют ограниченный доступ (их языки преподаются в качестве факультативов или изучаются как иностранные языки, несколько часов в неделю). Большая часть учебников для изучения родного языка коренными малочисленными народами являются устаревшими, либо вообще отсутствуют (например для изучения чулымского языка,  одного из самого малочисленного этноса, численностью 355 человек, нет ни одного учебного пособия). В школах, где процент детей не составляет большинства, проводить опросы о введении родного языка в программу общегосударственной школы, не является корректным.

Важно обеспечить равный доступ детей и соблюсти их права, в том числе на проживание в семье и доступу к общешкольному и дошкольному образованию.

Мы рекомендуем, поддерживать и развивать поселки коренных народов с любой численностью населения, не позволяя пускать их в экономическое объединение с более крупными.

Изыскать возможности поддерживать села коренных народов через открытие инновационных мобильных школ с приглашением высококвалифицированных специалистов

Взять на вооружение лучшие практики коренных народов мира в области сохранения языков коренных народов и использовать лучшие практики

Способствовать устранению цифрового неравенства и бедности среди уязвимого населения.

Большое спасибо!

Геннадий Щукин, Абориген-Форум”, Россия

14-я сессия Экспертного механизма ООН по правам коренных народов

Региональная встреча стран Центральной и Восточной Европы, Российской Федерации, Центральной Азии и Закавказья, 13 июля 2021г.

Пункт 8: Проект отчета об усилиях по осуществлению Декларации ООН о правах коренных народов: коренные народы и право на самоопределение

Уважаемые члены Экспертного механизма!

Право на самоопределение и самоуправление коренных народов России отсутствует.

Нет свободного доступа к биоресурсам, к недрам, к земле, к воде. Соответственно вести свободно экономическую деятельность коренным народам не возможно.  Хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов ограничена в рамках 13 видов хозяйственной деятельности, которые утверждены в Распоряжении Правительства Российской Федерации № 631-р от 08.05.2009 г. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 27.11.2015 N 2425-р).

Другими видами экономической деятельности, представители коренных народов и их общины заниматься не могут. Что бы общины вели хозяйственную деятельность, не указанные в Распоряжении Правительства РФ № 631-р от 08.05.2009г., то они должны реорганизоваться или учредить и создать коммерческую организацию, а это уже другой юридический статус.  

Перечнем в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности в половине северных субъектов зачастую включены поселения, где прописаны КМНС, а межселенные территории, где они реально ведут традиционную хозяйственную деятельность,  оказались из-за этих пробелов им недоступны. Из-за несовершенства всех этих перечней, в том числе, региональных перечней коренных малочисленных народов, не все представители коренных народов реально живущие в регионах, имеют право вообще заниматься традиционной хозяйственной деятельностью.

Ужесточается контроль хозяйственной деятельности коренных народов путем создания Реестра коренных народов России.

Поселки, где проживают представители коренных народов, не имеют своего бюджета и не могут самостоятельно принимать решения. Земельные участки и водоемы не распределяются и не контролируются жителями национальных поселков.

Земля, водоемы, биоресурсы, недра распределяются через аукционы, где коренные малочисленные народы, по финансовым возможностям,  не могут быть конкурентами крупных предпринимателей и корпораций.

Автономный округ Российской Федерации Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ был ликвидирован и присоединен к другому субъекту –  Красноярский край. Теперь Таймырский Долгано-Ненецкий автономный округ превратился в муниципальный район, где налогооблагаемая база сведена на минимум, и принимать  законы не могут. Так же ликвидированы и исчезли другие национальные округа.

Распределение лицензионных участков по разработке и добыче недр, местные представители власти не принимают никакого участия.

Представители коренных малочисленных народов Севера, ведущие охоту, рыболовство, при правильном заполнении заявления на получение субсидий (помощь), получают 6900 руб. в месяц из бюджета, например на Таймыре, при этом он не должен работать в других организациях и предприятиях. И как прожить на эти 6900 руб.?  Женщин – швей и мастеров косторезов, из числа коренных малочисленных народов Севера вообще убрали из получателей бюджетных компенсационных выплат.

Для личных нужд коренным малочисленным народом Севера установлен вылов рыбы вообще мизер, меньше чем для служебной собаки МВД.

Больницы, в поселках закрыли и реорганизовали в фельдшерско-акушерский  пункт (ФАП).

Безработица в национальных поселках более 80 – 85 %. Представители коренных малочисленных народов Севера, объединившись в общины, вынуждены большую часть добытой продукции продавать, а не есть. Под видом регулирования биоресурсов, урезают, почему-то,  добычу коренных малочисленных народов Севера.

Можно продолжать перечень ущемления прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но нам говорят, что, мол все в стране равны, но тогда, почему происходит такое, где жители коренных народов просят не льготы, а просят установить и утвердить права на свободный доступ к земле, воде, недрам и их могут преследовать за это и приравнивать к уголовным элементам? Так было со мной и мне пришлось дойти до Конституционного Суда, что бы защитить моё право и наше право на свободную охоту. 

Спасибо!

Валентина Совкина, Саамский женский форум, Россия

14-я сессия Экспертного механизма ООН по правам коренных народов

Региональная встреча стран Центральной и Восточной Европы, Российской Федерации, Центральной Азии и Закавказья, 13 июля 2021г.

Пункт 8: Проект отчета об усилиях по осуществлению Декларации ООН о правах коренных народов: коренные народы и право на самоопределение

Уважаемый Председатель!

Уважаемые члены Экспертного механизма!

Современная ситуация в российском законодательстве о коренных малочисленных народах характеризуется “правовой стагнацией” и откатом от прежних позиций.

Действующее законодательство о коренных малочисленных народах, если его рассматривать с качественной стороны, декларативно, противоречиво и имеет пробелы. Без надлежащего регулирования остаются ключевые отношения, связанные, на пользование землей (оно признается, но не наполняется юридическим содержанием), на разного рода компенсации (возможность их получения не подкрепляется наличием должных правовых механизмов, во многом находится на усмотрении тех, кто осуществляет компенсацию), на культурное наследие и т.д.

Я остановлюсь на нескольких нормативных документах, отражающих сегодняшнюю действительность.

1. Реестр или Список учета коренных малочисленных народов.

В 2020 году был принят Федеральный закон об учете лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. По мнению Правительства и РАЙПОН реализация данного закона упростит доступ коренных этносов к природным ресурсам, необходимым для ведения традиционной  хозяйственной деятельности и облегчит порядок получения мер государственной поддержки.

Наше же мнение, что этот Закон антиконституционен, так как требует доказательства своей национальной принадлежности. Заявители должны предоставить документы, как для Налоговой декларации.

Уже есть примеры отказа включения в Список.

Например: Томская и Мурманская область, в свидетельстве о рождении написано «остяк» или «лопарка», а таких названий народов нет в Едином перечне. Заявителям придется доказывать в суде, что они не остяки, а селькупы, не лопари, а саами.

Или в Ямало-ненецком округе, женщине, рожденной в тундре и не имеющей Свидетельства о рождении, где указаны национальность родителей, поиски в архивах региона данных не обнаружено. Она заявила: «Меня нет! Пусть я буду единственной, кто из коренных не будет зарегистрирован в России». Уверена, что это не единственный случай.

Мало того, что пополнение списка идет с трудом, но сейчас используется добровольно-принудительный метод. Те, кто не войдет в Список, будет лишен возможности получать поддержку в виде субсидии на развитие своего хозяйства и ведение традиционного образа жизни.

2. Еще один широко разрекламированный по всему миру документ. «Стандарт ответственности резидентов Арктической зоны Российской Федерации во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации». На самом деле не имеет юридической силы.

Из ответа Врио директора Департамента инвестиционного развития Дальнего Востока и Арктики Д.А. Невзорова «принципы взаимодействия резидента Арктической зоны с коренными малочисленными народами в местах их традиционного проживания и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в Арктической зоне имеют рекомендательный характер.”

Таким образом, на резидентов Арктической зоны не возложено обязанности по предварительному согласованию инвестиционного проекта с представителями коренных малочисленных народов и обеспечению возможности ознакомления их с результатами экологической и этнологической экспертиз.»

3. Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, опубликованная 15 июня тоже сужает возможности самоопределения и свободного выбора пути развития

В Программе мы видим, что основными получателями перечисленных в ней мер господдержки являются госучреждения, управляющие компании, представители малого и среднего бизнеса в традиционных видах деятельности с участием коренных малочисленных народов, а также предприниматели из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам.

Но далеко не все представители коренных народов смогут и захотят стать предпринимателями в ближайшем будущем или стать наемными работниками предпринимателей, занимающихся традиционными видами деятельности.

Тем более, что в международных документах подчеркивается, что их традиционные обычаи, знания и навыки природопользования основаны на присущем им внутреннем убеждении необходимости сохранения исконной среды обитания и исторически сложившихся ценностей их образа жизни как фундамента свободного устойчивого развития.

Если в традиционных видах деятельности государство будет целенаправлено поддерживать финансово, законодательно и административно (предоставление земель, лимитов добычи объектов животного мира) только успешные проекты развития предпринимательства КН, отбираемые при этом «управляющими компаниями», то за бортом Программы останется большинство представителей коренных народов, проживающих в Арктической зоне и ведущих традиционный образ жизни. Для устойчивого социально-экономического развития той части коренного населения, которая ведет традиционный образ жизни для самообеспечения семей, общин, поддержания традиционной культуры, в Программе не создано никаких условий.

Спасибо за внимание!

Справка

Экспертный механизм по правам коренных народов (ЭМПКН) является вспомогательным органом при Совете по правам человека ООН (СПЧ) и был учрежден в 2007 году.

ЭМПКН состоит из семи независимых экспертов, по возможности из представителей коренных народов. Они назначаются на трехлетний срок с возможностью продления мандата еще на один срок. Для наилучшей представленности коренных народов мира определены семь социокультурных регионов их проживания (Африка; Азия; Центральная и Южная Америка и страны Карибского бассейна; Арктика; Северная Америка; страны Тихоокеанского региона; Восточная Европа, Россия, Центральная Азия и Закавказье).

Сессии ЭМПКН проходят ежегодно в течение одной недели, как правило, в июле. Место заседаний – Дворец Наций ООН, Женева.

Чем занимается Экспертный механизм

Экспертный механизм обеспечивает СПЧ экспертным опытом и консультациями по вопросам коренных народов. Исследования и анализ проводятся на основании информации, предоставленной всеми наблюдателями, в том числе представителями государств и коренных народов. ЭМПКН предоставляет для рассмотрения и утверждения СПЧ свои тематические исследования и рекомендации. Поэтому очень важно, чтобы организации коренных народов предоставляли экспертам ЭМПКН запрашиваемую ими информацию.

Чем Экспертный механизм НЕ занимается

Он не уполномочен получать или передавать жалобы и сообщения о правонарушениях. Рассмотрение ситуаций в отдельных странах относится к мандату Специального докладчика по вопросу о правах коренных народов, других Специальных докладчиков, договорных органов ООН по правам человека или Универсального периодического обзора (УПО).

Подробнее о работе 14-й сессии Экспертного механизма ООН по правам коренных народов